О Кёнигсберге

СЕМЬ МОСТОВ КЁНИГСБЕРГА.
Задачу Эйлера решили война и Советская власть

Известно, что великий швейцарский математик Эйлер создал целое направление науки, решая задачу о семи кенигсбергских мостах. Существует легенда, что жители Кенигсберга любили прогуливаться по улицам трех «слившихся» в единое целое средневековых городов: Альштадта, Лебенихта и Кнайпхофа — но терпеть не могли зря топтать свои башмаки. А города эти были соединены между собой семью мостами. И вот будто бы экономные горожане однажды задумались: а можно ли пройти по всем мостам так, чтобы на каждом из них побывать лишь один раз и вернуться к месту, откуда начал прогулку?

Эйлера задача заинтересовала. «Никто еще до сих пор не смог это проделать, но никто и не доказал, что это невозможно... Для решения недостаточны ни геометрия, ни алгебра, ни комбинаторское искусство», — так писал он своему коллеге, итальянскому математику и инженеру...

В конце концов, выстроив сложнейший алгоритм, Эйлер получил отрицательный ответ. Пройти по всем мостам лишь по одному разу и, описав круг, вернуться в исходную точку, оказалось невозможным.

...Вторая мировая война и первые советские переселенцы задачу упростили. «Разобравшись» с некоторыми из мостов.

...Итак, самым старым был мост Лавочный.

Его построили в 1286 году по инициативе бургомистрата Альтштадта (только что получившего городские права). Связывал он Альтштадт с Кнайпхофом, на котором еще не было городского поселения.

Рядом с Лавочным мостом была построена будка — как пишется в немецких бумагах, «для складирования возможного хлама». В 1339 году мост упоминается как названный в честь св. Георга, но в 1397 году он обретает новое имя: Когенбрюкке, т.е. Мост Судов (купеческие корабли назывались тогда в Ганзе когами), — говорит специалист по истории края Николай Чебуркин. — В 1548 году это имя стало официальным, изменившись на одну букву: Кокенбрюкке.В 1787 году мост реконструировали. Убрали «будку для хлама». В 1900-м на месте деревянного Кокенбрюкке был сооружен новый, из металла.

Он благополучно пережил войну — и был снесен в 1972 году при строительстве моста Эстакадного.

Высокий мост, 1910 год

Далее. Зеленый. Был сооружен в 1322 году через рукав реки Прегель для того, чтобы обеспечить движение из пригородов Понарта к Королевскому замку.

В 1582 году сгорел. Через шесть лет был построен заново, опять из дерева. В этом виде просуществовал до 1907 года, потом его заменили на металлический. Был разводным. Механизм приводился в движение вручную. ...Войну пережил. «Приговорили» его в том же 1972-м, при строительстве Эстакадного.

В 1379-м, по инициативе альтштадцев и по решению магистра Тевтонского ордена Винриха, был построен мост, параллельный Лавочному (Альтштадт — это нынешний район Московского проспекта от Эстакадного моста до универсама «Московский», - прим. авт.). Он получил название Кузнечный. Тоже имел при себе будку «для хлама».

Лавочный мост, 1910 год

К 1787 году Кузнечный мост обветшал и был заменен на новый, тоже деревянный. В металле его построили в 1846 году. Вместо будки поставили башенку для паровой установки — разводного механизма.

Во время штурма Кенигсберга его разрушили — и больше не восстановили.

Параллельно Зеленому шел Мясной мост, расположенный у скотобойни. (За зданием Биржи — нынешним Дворцом культуры моряков. Зеленый мост был перед этим зданием, —  прим. авт.). Его соорудили на средства жителей Кнайпхофа, для того, чтобы он связывал их с Форштадтом — районом складских помещений. Там, в Форштадте, вначале хранились запасы древесины для отопления.

Частично Мясной мост был разрушен еще до штурма города в апреле 1945-го, и его пролеты пошли на ремонт для Деревянного моста. Деревянный уцелел и поныне, он связывает бывший Альштадт с Октябрьским островом (бывшим Ломзе). Если присмотреться, то можно увидеть, что ковка перил различна: в одних местах ее элементы — дубовые листья, в других, заимствованных с Мясного, — колечки.

Лавочный мост,1960 год (фото сделано из развалин Королевского замка, позже на месте Лавочного и Зеленого был сооружен Эстакадный мост)

В 1377 году было получено разрешение на строительство Высокого моста (соединяет Октябрьский остров с нынешней улицей Дзержинского). В конце XIX века его деревянный вариант сменился сооружением из кирпича и металла. Кстати, рядом с этим мостом — единственное на весь город уцелевшее здание подъемных механизмов. (Башенка, именуемая Мостовым домиком. Она совсем было уже заваливалась в Прегель, но пару лет назад ее восстановил калининградский предприниматель Владислав Иванов, - прим. авт.).

Кузнечный мост, 1960 год

В 1937 году чуть восточнее был построен новый мост из металла и бетона. Именно он и существует по сей день. Правда, с той поры он не модернизировался — хотя по плану текущей реконструкции должны были подвергнуться все мосты Кенигсберга.

(А может, оно и к лучшему? Очевидцы вспоминают, как в 1996 году саперы — наши, калининградские, — при ремонте Эстакадного моста ВЗРЫВАЛИ БЕТОННОЕ ПОКРЫТИЕ ТОЛОВЫМИ ШАШКАМИ! Притом, что конструкции этого рода очень чувствительны даже не к ударной волне, а просто к синхронному колебанию. Известен ведь случай, когда довольно крепкий мост обрушился от того, что рота солдат прошлась по нему в ногу. Так что от того... гм... ремонта на память наверняка остались микротрещины... которые, вероятно, уже успели превратиться в макси...

Деревянный мост, 1930 год

Короче, жизнь в нашем городе — очень опасная штука. Даже если ты не шляешься ночью по Балтрайону, призывно размахивая кошельком и мобильником, а тихо-мирно едешь в трамвайчике по эстакадке, - прим. авт.).

Сохранился и мост Медовый. По преданию, своим «вкусным» названием он обязан... взятке, которую будто бы получил обербурграф Базенраде от кнайпхофского городского совета. За разрешение на строительство моста, связующего Кнайпхоф с островом Ломзе, минуя Альтштадт. Будто бы кнайпхофцы поставили Базенраде целую бочку меда — а рассерженные альтштадцы прозвали их за это «медовыми лизунами».

Деревянный мост, 1960 год

Так или иначе, Медовый пережил вторую мировую. (Ведет он к Кафедральному собору с ул. Октябрьской). Чуть было не прикончила его баржа под названием «Алые паруса» — помните, был такой плавучий ресторанчик на Преголе. Во время сильного ветра ее сорвало с якоря и она протаранила носом перила моста. Аккурат по центру. Но... местные умельцы благополучно решили проблему с помощью автогена. А баржу оттащили на металлолом.

...Другие кенигсбергские мосты появились значительно позже и к задаче Эйлера отношения не имеют.

Так, Императорский связывал о.Ломзе с Форштадтом. Частично мост пострадал во время войны. Один его пролет сохранялся до середины 80-х, а потом его пустили на металлолом.

Старый Железнодорожный мост связывал старый Южный и Восточный вокзалы с Альтштадтским складским районом. В 1929 году его признали аварийным, через четыре года разобрали. А после войны первые переселенцы восстановили мост, хотя и не в прежнем виде.

Новый Железнодорожный — более известный, как двухъярусный — был взорван немецкими саперами во время штурма Кенигсберга. Советские саперы «навели» его сразу после войны. Разводился он тогда, не поднимаясь вверх обеими половинками, а «разъезжаясь» в стороны путем поворота. Кстати, именно он остался в истории советского кинематографа. В фильме «Встреча на Эльбе», который снимался в Калининграде в 1948—1949 годах, есть кадр: бывшие друзья и союзники, русские и американцы, толпятся по обеим сторонам реки — типа, Эльбы, а американцы разводят мост, знаменуя тем самым начало холодной войны.

Пальмбургский мост, 1991 год

Так вот, в роли «моста через Эльбу» снимался наш двухъярусный. Реконструировали его в конце 50-х — и сделали поднимающимся.

А вот Берлинский (Пальмбург­ский) — тот, что за поселком Борисово, по окружной дороге в сторону Исаково — так и застыл в «полусведенном» состоянии. Точно закоченел в судороге. Его взорвали в сорок пятом, перед штурмом.

Во времена правления Коновалова одна часть моста была сведена. Строители приступили ко второй — но из обкома КПСС на них гневно прикрикнули: «Неметчину восстанавливаете?!» В результате специальная техника была отправлена на металлолом, а мост так и остался... историческим памятником. Общей кенигсбергско-калининградской истории. Хотя восстановить его — не проблема.

...Кстати, когда строился Эстакадный мост — ширина его проезжей части совпадала с суммарной шириной Лавочного и Кузнечного. Дешевле было восстановить два параллельных моста: Кузнечный и Мясной — и осуществлять по ним движение. Но... тогда во всем царила гигантомания, требовались строительные объемы...

Еще смешнее — и трагичнее — произошло с тем монстром, который торчит поперек Московского проспекта и упирается в жилой дом.

Кузнечный мост, 1920 год

Архитекторы — авторы этого «чуда» — утверждают, что действовали на основании немецкого проекта реконструкции Кенигсберга. На самом деле в немецких планах был предусмотрен совсем другой мост — от проспекта Калинина до Литовского вала.

А это место было выбрано исключительно из меркантильных соображений: под снос подпадало много жилых домов, людей требовалось расселять... Значит, должно было вестись новое строительство, это большой объем капиталовложений... А архитектор получал процент от вала: чем больше объем работ, тем внушительней гонорар. И вот... мы имеем то, что имеем.

Железнодорожный мост,1930 год

(А может, продать «незавершенку» Дэвиду Линчу? Есть же у него фильм «Шоссе в никуда». А чем наш мост хуже? Ей-богу, вместо того, чтобы безуспешно «толкать» Дом Советов и прочие «стройки века» разным-всяким панамцам, не проще ли послать фотографии в Голливуд? Авось кто-нибудь из мэтров вдохновится натурой. Заживем тогда — во! - прим. авт.)

...В общем, задачка Эйлера имеет сегодня совсем другое решение. По оставшимся в Кениге мостам вполне реально описать круг, не повторяя «простые движения». Вот только... захочется ли?.. И дело даже совсем не в ботинках.

Д. ЯКШИНА

Зеленый мост, 1920 год

Источник: https://www.rudnikov.com/koenigsberg/sem-mostov-kjonigsberga-zadachu-jejler